Арман Асенов: «Я никогда не работаю с уже готовым сценарием»
Отечественный продюсер, актер, а ныне директор ТОО «Дворец Республики» Арман Асенов обещал вернуться с «Оскаром» и сдержал слово. Правда, Арман Турсунбаевич получил спортивный «Оскар». Продюсер рассказал «Бродвею» о том, как шло продвижение фильма «Аманат» за рубежом и почему вместо престижной кинопремии он привез в страну «спортивную» награду.
- В прошлом году историческая драма «Аманат» вошла в лонг-лист претендентов на «Оскар». Какая именно работа проделана по продвижению картины и насколько затратный этот процесс?
- У меня были две мечты: снять фильмы про хана Кенесары и царицу Томирис. Можно сказать, я долго болел темой «Кенесары». Могу с уверенностью сказать, «Аманат» стал воплощением этой мечты. Тема хана Кенесары, руководителя крупного национального восстания, щепетильная. Поэтому параллельно со съемками «Аманата» шли съемки еще одного фильма, благодаря которому наш проект особого внимания не привлек, что сыграло нам на руку. Съемки прошли гладко и спокойно. Что касается продвижения, то это дело не то, чтобы затратное, оно стоит сил как моральных, так и физических. Я на протяжении нескольких месяцев находился с «Аманатом» в Голливуде, потому как нужно было организовать показы, ознакомить максимальное количество людей с картиной: чем больше зарубежных зрителей посмотрит фильм и даст свою оценку, тем лучше. А привлечь аудиторию не просто. Это нужно пройти длинный путь от фуршета до показа, плюс сделать качественный дубляж фильма. Во-вторых, без хорошей PR-кампании там не обойтись, а услуги местных медиа-консультантов не дешевые. Стоит отметить, «Аманат» продвигался не только на престижных киноконкурсах, но и на международных кинофестивалях. К примеру, фильм показан в Лос-Анджелесе на Asian World Film Festival, в Болгарии на кинофестивале MENAR и в других странах.
- «Аманат» не смог взять американскую премию, зато Вы смогли. Привезли в Казахстан спортивный «Оскар». Туда тоже подается заявка для участия?
- Спортивный «Оскар» учрежден Клубом черных поясов – Международной федерацией боевых искусств. Не секрет, что в Америке 90% актеров пришли из спорта. Я тоже попал в кино благодаря черному поясу по каратэ. И на съемки фильма «Кайсар» меня пригласили, потому что нужен был мальчик, умеющий прыгать и драться. Так вот, члены клуба сами предлагают кандидатов и обсуждают. Наверное, я им попался на глаза, когда представлял «Аманат» в штатах. Самое интересное, я ведь мечтал привести «Оскар» в Казахстан. И ведь получилось (смеется). Правда, немного другим путем. На церемонию вручения я, к сожалению, не смог попасть. За меня награду взяла моя дочь - Ариэль Асенова.
- Так, «золотая статуэтка» - цель Вашей жизни?
- Да, одна из профессиональных. В 98-ом году наш президент сказал, что у нас нет ни одного Нобелевского лауреата, ни одного «Оскара». Эти слова так запали в душу, что я поставил цель - привезти «Оскар», и «Аманат» стал отличным шансом сделать это. Увы, у нас не получилось, но я не воспринимаю это как катастрофу. Скорее, было бы плохо, если бы я ничего не сделал. Наверное, корил бы себя, говоря, что шанс упущен. Сейчас я сплю спокойно, потому что знаю, сделал все возможное. Мне кажется, все еще впереди. В жизни должны быть свои ступеньки: спортивный «Оскар», потом еще статуэтка и уже главный приз (смеется). Есть у меня еще две цели - рассказать миру о нашей царице Томирис и о матери Чингизхана. Согласно исследованиям, в каждом шестнадцатом человеке на Земле течет кровь Чингизхана, а ведь его мама была из племени «меркит», который входил в этнический состав казахского народа. Думаю, это хорошая идея. Ведь образ матери, какую культуру не возьми, священен. И я понимаю, что эти проекты займут как минимум лет семь. Если с «Казахским ханством» нам повезло: были уже относительно готовые декорации, костюмы и атрибутика. А эти проекты нужно разрабатывать с нуля: с эскизов до декораций.
Арман Асенов и Рустем Абдрашев
- Касательно «Казахского ханства», была ведь нехватка средств, выделенного бюджета оказалось недостаточно. Тем не менее историческое полотно вышло на большие экраны. Какие еще, помимо финансов, были трудности?
- Да, с бюджетом вышла накладка. Но благодаря неравнодушным гражданам и многим организациям киноленту сняли. Многие со мной согласятся, есть съемочная группа и актеры, которых нужно кормить, нужны средства для перемещения. В итоге хочешь снять кино, вложить все деньги в него, а деньги уходят не туда и не на то. Не успеешь раскрутиться, а половины бюджета уже нет. К тому же снимали «Казахское ханство» зимой. А ведь снимать зимой еще и в степи - это просто тихий ужас. Сами подумайте, это буквально пару часов дневного света. Не успеешь выставить аппаратуру и начать съемки, а солнце уже заходит. Осветить световыми приборами степь - невозможно. Были нехватка денег и времени. Знаете, как назло, все мои последние проекты снимались зимой. На народные средства мы также смогли сделать дубляж картины на русский язык и выпустить полнометражную версию в прокат.
- Приступая к очередному проекту, на что Вы обращаете внимание в первую очередь?
- Как продюсер я изначально поставил цель - если браться за проект, то нужно начинать с чистого листа. Я никогда не работаю с уже готовым сценарием. Потому что приносят сценарий, ты его читаешь и понимаешь, что на 12 странице закончился весь бюджет. В этом и беда многих наших драматургов: они выходят за рамки реальности и не понимают, что любой продюсер и режиссер, в конечном счете, ему откажет. Нужно ведь реально подходить ко всему - у нас в стране не дают больших бюджетов на кино, как в Голливуде. Поэтому на проекты, которые хочу реализовать, я набираю команду из режиссера, драматурга и композитора. Затем все вместе начинаем писать сценарий, общую концепцию фильма, продумываем съемки до мельчайших деталей. Когда работаешь коллегиально, то сразу понимаешь, какие объекты у нас есть, что можно воссоздать, а от чего нужно отказаться. Обычно на все это уходит два-три месяца. Я убежден, когда фильм пишется коллективно, рождается много интересных идей и задумок.
- С начала этого года Вы заняли должность директора ТОО «Дворец Республики». Предвещает ли это постепенный уход из киносферы?
- Думаю, я в любом случае останусь в кино. Есть идеи, которые нужно реализовать. И как можно уйти из киносферы, когда еще не раскрыта наша история! Посредством изобразительного искусства, каким является кинематограф, нужно застолбить за собой традиции, культуру и историю. К тому же хочется оставить след в культуре. И пока есть возможность, я буду действовать. Сейчас для меня главное - имидж. За ним и надо блюсти, что угодно можно потерять, но не имидж. Накопив доверие со стороны государства, инвесторов, а потом потерять это лицо - стыдно. Поэтому оправдать их ожидания, ожидание народа и свои собственные - в приоритете.
- По Вашему, каким будет следующий этап развития нашего кино?
- С недавней поездки в Америку я узнал, у них нет Министерства культуры. У них всем управляют Фонды, которым государство выделяет гранты. Те уже производят готовый продукт. Есть ощущение, что у нас в скором времени произойдет какая-то трансформация. Ведь сейчас многие фильмы производят частные студии и компании. Мое мнение, нужно расширять производство копродукции и жанры в отечественном кино. Это и даст старт новому этапу развития нашей киноиндустрии.
Арман Асенов и Рашид Нугманов
- Расскажите о ближайших планах. Над каким проектом работаете сейчас?
- Сейчас готовимся к выходу телесериала «Казахское ханство. Алмазный меч». Думаю, он понравится зрителям. В сериале более подробно рассказана история, а герои максимально раскрыты. В этом году в планах снять продолжение фильма, состоящее также из 10 эпизодов. Обязательно нужно снять еще одну картину для цикла «Путь лидера». Новый фильм будет посвящен переносу столицы из Алматы в Акмолу. Считаю, это знаковым событием. Для казахстанцев на протяжении многих лет национальной идеей было и до сих пор остается строительство столицы. В планах также снять совместный фильм с французами, а именно продолжение картины «Игрушки» 1976 года с Пьер Ришаром. Когда-то картина была очень популярной, а смысл, заложенный в нее, глубокий и актуальный по сей день.
Благодарим Армана Асенова за интервью!
Беседовала Айгерим Каскыр
1 комментарий
, чтобы оставить комментарий
Askhat
10 марта 2017, 22:59"когда фильм пишется коллективно, рождается много интересных идей" согласен. Ведь одна голова хорошо а две лучше