«Знакомьтесь, Ибалы»: Имя любимое мое и непобедимое
Немногие знают, что отечественное кино делится на казахстанское, куда входят фильмы, преимущественно снятые в Алматы или Астане и выходящие в республиканский прокат, и шымкентское, а это, как правило, картины, предназначенные для проката в ЮКО. Шымкентский кинематограф первым стал перенимать узбекскую модель кинопроизводства и проката (позднее к этой же схеме подключились и отдельные алматинские кинематографисты) и какое-то время довольствовался локальными сборами. Пару лет назад несколько предприимчивых южно-казахстанских кинематографистов предпринимали вполне успешные попытки выйти за пределы региона 13 и показывать свои картины по всей республике.
Шымкентские кинематографисты выстроили собственную стилистику, в основе которой полное отрицание привычных законов кино и таких понятий, как драматургия или композиция. При этом шымкентцы мастерски овладели искусством народного маркетинга и продают свои фильмы исключительно на хайпе, который поднимается вокруг их проектов. В частности, на минувшей неделе в прокат вышла картина Дарханбека Кальменова «Знакомьтесь, Ибалы», которую начали обсуждать задолго до выхода в прокат.
Суть раскрутки проста до гениальности: фильм одновременно вызвал смех у русскоязычной аудитории и гнев казахскоязычной. Ибалы – это имя главной героини, и трейлер к фильму был выстроен вокруг неблагозвучия этого самого имени для русскоговорящих. И вот сейчас будет спойлер: в самом фильме нет ни одной шутки, которая бы обыгрывала имя Ибалы.
Впрочем, в картине Кальменова нет еще много чего. В частности, нет сюжета. Точнее, он есть, но движется он вопреки каким-либо правилам и законам драматургии. В условной завязке деревенская девушка Ибалы бежит из дома в Астану, во-первых, чтобы избежать замужества с неадекватным односельчанином, а во-вторых, посвятить свою жизнь учебе. Ибалы селится в доме у родственника Берика-ага и знакомится с парнем по имени Алемгер, который (видимо, сам того не зная) промышляет контрабандой курта.
Далее сюжет развивается так, будто писали его достигшие нирваны обитатели села Простоквашино под спидами. Совершенно невозможно предсказать, в какую сторону вильнет история, что сделают герои и куда их все это приведет. И… как бы странно это не звучало, этот факт делает «Знакомьтесь, Ибалы» чрезвычайно увлекательным зрелищем.
Зритель подсознательно понимает, что ему показывают не кино, а горячечный бред группы авторов, у которых совершенно разные представления о том, что они в итоге пишут и снимают, но все это настолько занимательно, что в какой-то момент проникаешься к картине стыдливым чувством симпатии.
Кстати говоря, вместе с внятным сюжетом авторы забыли прописать главным героям характеры и мотивацию поступков, что в общей атмосфере абсурда смотрится вполне органично. В частности, главная героиня настолько непоследовательна и алогична в своих действиях, что порой возникают вопросы относительно ее адекватности. И этот фактор вызывает самую неожиданную аналогию: «Знакомьтесь, Ибалы» - это своего рода «Наполеон Динамит» шымкентского розлива. Однако если у Джареда Хесса получился непредсказуемый шедевр вполне осознанно, то в случае с Кальменовым, кажется, все вышло абсолютно случайно.
Таким образом, «Знакомьтесь, Ибалы» - это не совсем кино, а скорее абсурдистская зарисовка, которая несмотря на отсутствие внятного сценария, каких-либо намеков на актерскую игру, технической и художественной грамотности, способна либо привести в восторг (ей-богу, если бы создатели еще чуть-чуть постарались, картину можно было бы катать по фестивалям под грифом, типа «Дикий кинематограф Азии»), либо вызвать полное отторжение и желание ругаться матом, и швырять в экран тарелки с борщом. Почему с борщом, спросите вы? Это шутка будет понятна только тем, кто досмотрел фильм Дарханбека Кальменова до конца.
В кино ходил Карим Кадырбаев
Оцените рецензию
Нет комментариев, оставьте первый
, чтобы оставить комментарий