Турсунов снова рвется в бой: ГЦПНК дал комментарий
Государственный центр поддержки национального кино дал официальный комментарий на заявление Ермека Турсунова о коррупции в ГЦПНК. Далее публикуется полный текст обращения.
Государственный центр поддержки национального кино вновь вынужден втягиваться в противостояние с председателем Союза кинематографистов Казахстана Ермеком Турсуновым.
Информационная атака, организованная господином Турсуновым, после демарша и демонстративного выхода из состава Экспертного совета Киноцентра, результатов не дала. Второй питчинг благополучно состоялся, проекты были отобраны и, если бы не пандемия коронавируса, парализовавшая кинодеятельность по всему миру, уже сейчас несколько десятков наших съемочных групп готовились бы к съемкам новых фильмов.
Более того, публичные нападения Турсунова на Киноцентр, сыграли против него же. Конфронтация между ним и представителями независимого коммерческого сектора кинематографа усилилась. Раскрылась информация о давлении на члена Экспертного Совета Бекболата Шекерова со стороны Турсунова, Каната Торебая и Армана Асенова, вследствие которого Бекболат Шекеров был вынужден покинуть пост главного редактора АО «Казахфильм». Ситуация с Союзом кинематографистов и Домом кино, который Турсунов обещал вернуть, так и не разрешилась, несмотря на то, что с момента клятв режиссера прошло более двух лет. Венчает скандальный шлейф, тянущийся за Турсуновым, открытое письмо бывшего председателя Союза кинематографистов Ахата Ибраева президенту Республики Казахстан Касым-Жомарту Токаеву и лидеру нации Нурсултану Назарбаеву, где он просит защиты от преследования со стороны господина Турсунова и его соратников, которое включает в себя незаконные допросы, проверки, клевету и судебные иски. После этого Союз кинематографистов был вынужден покинуть один из самых авторитетных режиссеров Казахстана Акан Сатаев, который четко дал понять, что не желает иметь ничего общего с организацией, председатель которой пользуется подобными методами работы. О вероломном поведении кинематографиста высказался и экс-глава «Казахфильма», заслуженный деятель Казахстана Сергей Азимов в статье «Кому выгоден скандал на «Казахфильме»?», где подробно было рассказано о том, как был смещен со своего поста Ибраев, а на его места избран Турсунов.
Собственно, сейчас в отношении Киноцентра действия разворачиваются по той же схеме и теми же методами – в офисы Киноцентра пришли соответствующие службы с официальными проверками.
Суть конфликта объясняется просто. Функционеры «Казахфильма» вместе с отдельными титулованными режиссерами полагали, что вся отрасль по-прежнему будет замкнута на них. И что около 10 миллиардов тенге, которые государство выделяло каждый год, так и будут проходить через них. Однако по новому закону «О кинематографии» АО «Казахфильм» отведена роль национальной кинофабрики, как и должно быть. Роль киноцеха, хорошего, классического, профессионального. Но не центра принятия решений и распределения бюджетов.
Со своей стороны Председатель Союза кинематографистов РК Ермек Турсунов, бывший и.о. президента АО «Казахфильм» Арман Асенов и бывший сотрудник правоохранительных органов, продюсер Канат Торебай просто добиваются уничтожения Госцентра поддержки национального кино, чтобы вернуть все к старой схеме финансирования казахстанского кино через АО «Казахфильм». Продолжительное время эта группа лиц, прикрываясь и бравируя именами и знакомством со значимыми фигурами в силовых структурах и правительстве, ведут подрывную деятельность в отношении Министерства культуры и спорта РК, а если быть точнее, созданного в прошлом году Государственного центра поддержки национального кино.
На информационные атаки, обвинения и скандалы, ГЦПНК старался не реагировать импульсивно. Все это время сотрудники Киноцентра, равно как и члены Экспертного Совета, продолжали работать в штатном режиме. И вот что примечательно, работа Ермека Турсунова под рабочим названием «Жили-были» была единственным проектом, который был допущен на второй питчинг после одобрения на первом (продюсер картины Канат Торебай запрашивал дополнительные 100 миллионов тенге на пост-продакшн).
Параллельно с Турсуновым подрывную деятельность вел и бывший и.о. президента АО «Казахфильм» Арман Асенов, неоднократно высказывавший мнение о том, что существование Киноцентра, якобы, уничтожает национальную киностудию, которая лишилась финансирования и нуждается в срочной реставрации.
На вопросы о том, куда ушли средства, которые выделялись государством на протяжение многих лет, Асенов и Турсунов сетовали на прежних руководителей студий, обвиняя их в присвоении средств, выделенных на картины. Однако, оба забывали упомянуть, что именно на их проекты выделялись наиболее крупные суммы от государства за последние десять лет. В частности, общий бюджет картин, снятых Ермеком Турсуновым на АО «Казахфильм», превысил два миллиарда тенге. А суммы, которые были потрачены на продюсерские проекты Асенова с регулярным перерасходом бюджета, и вовсе подсчетам не поддаются.
Тут есть два варианта, либо Турсунов, Торебай и Асенов все это время не замечали, что с их проектов кем-то из экс-руководителей студии расхищаются средства (что ставит под сомнение их компетентность), либо они сами были участниками коррупционных схем.
В период карантина эта группа лиц решила перейти все границы и подключили свои связи в силовых структурах, а именно в антикоррупционной службе РК.
В мае месяце Председателя Правления ГЦПНК Гульнару Сарсенову попытались обвинить в том, что она как руководитель Госцентра сама себе дала взятку в крупном размере на съемку собственного фильма, и возбудили уголовное дело. Они утверждали, что, еще не являясь председателем правления Госцентра поддержки национального кино, она сама как режиссер и продюсер получила от государства сумму в 1/3 бюджета на съемки патриотической картины «Нартай», которая была успешно снята и должна в ближайшее время выйти на экраны страны. В то время как остальные 2/3 бюджета составляли средства спонсоров и собственные средства Гульнары Сарсеновой. Они пытались представить так, что продюсер, якобы, сама пролоббировала финансирование Госцентра на свой же фильм. Однако, не учли тот факт, что в момент получения государственного финансирования, Сарсенова не являлась председателем правления Национального киноцентра и представляла проект «Нартай» как независимый продюсер.
Преследованию со стороны сотрудников антикоррупционной службы подверглись также несколько сотрудников Киноцентра, которые в одночасье превратились в подозреваемых, пособников и преступников.
Возникает логичный вопрос: в чем причина войны? Ответ прост. Каждый год через Госцентр поддержки национального кино направляются около 10 миллиардов тенге на производство 50-60 отечественных фильмов. Наиболее перспективные проекты отбирает и утверждает независимый Экспертный совет, в который до января этого года входил и сам господин Турсунов. Хорошо известно, что ранее в подобных масштабах кинопроизводство в Казахстане никогда не осуществлялось, хотя объем государственного финансирования был в среднем втрое больше (около 10 миллиардов тенге в год). Куда же уходили все эти деньги?
Весь этот поток средств проходил через АО «Казахфильм», где Асенов, Турсунов и другие (узкий круг функционеров и титулованных киномагнатов) имели возможность келейно распределять огромные по объемам бюджеты на свои фильмы среди себя и своих соратников.
С вступлением в силу нового Закона «О кинематографии» и созданием Госцентра поддержки национального кино эта группа лиц лишилась привычного потока средств, а аппетиты остались на том же уровне. Согласно закону, они вынуждены защищаться с другими представителями индустрии на равных, но, к сожалению, далеко не все поданные ими проекты выдерживают конкуренцию.
Теперь что касается самой государственной киностудии. Проблема не в том, что «Казахфильм» как компания не может больше функционировать. Это неправда: мощности «Казахфильма» очень востребованы, и не только отечественными режиссерами. Проблема – в том, что функционеры «Казахфильма» привыкли брать от государства такое финансирование, какое считают нужным, не отчитываясь при этом ни перед кем. А картины, произведенные студией за последние несколько лет, либо проваливались в прокате, либо и вовсе оставались на полке (из недавних примеров, так и не вышедшие в широкий прокат после премьеры проекты «Жаксылык» и «Девушка и море»).
Бравирующий своими заслугами перед отечественной культурой Ермек Турсунов за последние десять лет не снял ни одной картины, которая бы подняла престиж нашей страны на международных кинофестивалях или бы стала кассовым хитом для казахстанского зрителя. Так зачем государству тратить деньги на никому не нужное кино.
Но признавать свое фиаско ни Турсунов, ни его соратники не хотят. Они постоянно говорят на всех площадках, что нужно отменить новые нормы и сделать все, как раньше.
Но время сейчас другое. И закон другой. Он подразумевает распределение госфинансирования только через Госцентр поддержки национального кино. По новому Закону вообще принято много новшеств. Например, единый цифровой билет для всех кинотеатров, который будет автоматически фиксироваться в центральной базе данных. Это обеспечит не только прозрачную отчетность по деятельности всей индустрии кинопроката, но и позволит видеть отдачу каждой снятой картины в реальных цифрах сборов от ее проката. Это даст государству объективную аналитику и оценку эффективности каждого кинопроекта.
В функции Госцентра входит также и международное продвижение казахстанского кино на кинофестивалях класса «А». В текущем году на Берлинском кинофестивале мы впервые открыли национальный казахстанский павильон. Участие страны было очень успешным, у нас было более 350 встреч. Работа Госцентра также нацелена на то, чтобы казахстанские локации были активнее представлены в мировом кино, и Казахстан стал одной из лучших мировых киноплощадок. Кроме того, благодаря нашим усилиям, Казахстанская кинокомиссия вошла в одну из самых престижных профильных организаций мира — Международную ассоциацию кинокомиссий (AFCI).
Подводя итог можно сказать, что задача руководства ГЦПНК заключается не в том, чтобы кого-то засудить, подорвать репутацию, лишить возможности снимать кино или выставить персоной нон-грата. Всем этим занимаются наши оппоненты. А коллектив Киноцентра, к сожалению, вынужден участвовать в бессмысленной войне с господином Турсуновым и его соратниками, вместо того, чтобы восстанавливать киноиндустрию и дать возможность начать или продолжить съемки, более чем 50 съемочным группам.
Напомним, на заявление Ермека Турсунова также ответил продюсер Айдархан Адильбаев.
Нет комментариев, оставьте первый
, чтобы оставить комментарий