Жан Байжанбаев: «важнейшей задачей кино является воспитание людей»
Программа «Однажды в кино» - совместный проект Казахстанской Медиа Академии и кинопортала «Бродвей». Советский и казахский киноактёр, Заслуженный деятель Казахстана, член союза кинематографистов СССР, и несмотря на эти регалии, богатую фильмографию и заслуги Жан остаётся современным, популярным, модным и востребованным киноактёром. У нас в гостях Жан Байжанбаев.
Назгуль Таимова: Здравствуйте, Жан. Недавно в прокат вышел фильм с Вашим участием «Портье, мальчик на побегушках» и уже собрал большие кассовые сборы. Если говорить про серию кинокартин «Бизнес по-казахски», один из фильмов в своё время даже перебил по сборам «Мстителей». Можно ли сказать, что Ваше участие в этих картинах является своего рода талисманом и гарантией успеха?
Жан Байжанбаев: Здравствуйте, очень приятно, что пригласили в программу. По поводу «Портье, мальчик на побегушках», и по поводу других картин. В общем, это было бы очень нескромно, если бы я назвал себя талисманом, но в этом есть какая-то правда, всё-таки кино – искусство визуальное. Естественно люди идут смотреть те фильмы, в которых они видят знакомые лица – это медийные люди, актёры, и соответственно растут кассовые сборы. А по поводу того, что картина собирает большие кассы – это всё очень неоднозначно, так как до сих пор идёт пандемия, существуют ограничения, от которых зависит и посещаемость кинотеатров и это играет очень важную роль в сборах. И то, что продюсер картины Тимур Бактыбаев, который и во время локдауна рисковал и выпускал картины, мне нравится его отвага, смелость, потому что многие продюсеры придерживают картины. Например, «Бизнес по-казахски в Турции» он готов уже больше года тому назад и только в этом декабре фильм выйдет на экраны. Я думаю, что сейчас в связи с тем, что в Казахстане бурным ходом идёт вакцинация, многие люди переболели, я надеюсь, что в скором времени ситуация улучшится ещё, будем на это надеяться, и наши картины пойдут полным ходом, ведь наши зрители их ждут. И это очень приятно, потому что несколько лет назад такого не было. Картина «Портье, мальчик на побегушках» заинтересовала меня своим сценарием, потому что там идёт смешение жанров: несмотря на то, что это комедия есть места, где холодок пробегает по коже. Думаю, продюсер и режиссёр картины сделали ставку именно на это, так как для нашего зрителя это новое. Ну, и, если бы не пандемия, картина собрала бы куда больше.
Вы снимаетесь в отечественных картинах с 1974 года – это и фильмы 70-х, и 80-х и 90-х и нулевых и 10-х, и 20-х годов. За это время киноиндустрия претерпела немало изменений. Что прямо так существенно изменилось? Помимо технической оснащённости, разумеется.
Поменялось очень многое. Не изменилась, может быть, только игра актёров, хотя есть и тут нюансы. Современное кино стало ближе к реальности, в нём всё меньше театральности. Хотя, смотря о каком кино говорить. Сейчас и новые школы театрального мастерства появились. Кино не стоит на месте. В техническом плане – сейчас новые камеры, хотя в киноплёнке есть своя магия, недаром она стоила два с половиной доллара за метр, поэтому кино было очень дорогим занятием. Когда мы снимались на кинопленку процесс был более волнительным – мы делали очень мало дублей, так как плёнка была дорогая, и мы гораздо больше репетировали, поэтому люди, которые смотрят советские фильмы, замечают, что актёр своей игрой вызывает у тебя какие-то эмоции. Сейчас такого нет, сейчас все гонятся, хотя основа киноискусства – это репетиции, репетиции, репетиции. Если ты хочешь, чтобы картина получилась и люди её воспринимали, нужно всё-таки подольше репетировать, но всё зависит конечно от условий того или иного проекта. Но, для актёра очень важны репетиции – чтобы потом было не стыдно за проделанную работу на экране. Что ещё? Ну, раньше был закон о труде, мы снимали по 8 часов, сейчас такого нет, снимаем и по 18 часов в день. Многое изменилось в кино.
В одном из интервью Вы говорили, что в наше время очень не хватает добрых, детских кинокартин (в пример приводили фильм «Невеста для брата», где Вы сыграли Вашу первую главную роль Батырбека). С чем связано то, что сейчас такого характера кино не снимают?
Ну, даже не знаю. Если взять Казахстан, то сейчас все «присели» на жанр комедии. Ниша детского кино немного ушла на задний план, про неё забыли. Но, сейчас некоторые картины снимаются, возрождается роль детского кино, ведь в любом случае наша власть должна понимать, что важнейшей задачей кино является воспитание людей, не нужно про это забывать, это не только развлечение. Воспитательный характер должно нести любое кино, любое искусство. Политика государства, экономика – всё начинается с человека, а человек это бывший ребёнок, и чтобы ребёнок вырос достойным гражданином своего общества нужно прививать ему какие-то вещи, делать ему моральные прививки. Я думаю, что никакое искусство, как кино, не может привить хороший вкус, моральные устои – те вещи, которые необходимы для нормального и здорового человека. Поэтому я надеюсь, что детское кино будет развиваться.
По роду Вашей деятельности Вы побывали на съёмочных площадках разных стран, работали не только с казахстанскими режиссёрами. Чего на Ваш взгляд не хватает нашему отечественному кинематографу, чтобы выйти на новый уровень? И что мы можем привнести в международную культуру кино?
Я, работая с зарубежными группами, понял одно – там очень уважительное отношение не только к актёрам, но и ко всем работникам съёмочной площадки. Некий такт в отношениях к друг другу и жёсткая дисциплина. Кино – это искусство коллективное. Я понимаю, есть некая «звёздность» актёров, которые снисходительно относятся к тем, кто обслуживает их на площадке, но я этого не приемлю. На съёмочной площадке должно быть взаимоуважение – потому что все мы делаем одно общее дело, от результата которого будет зависеть судьба каждого участника процесса.
Вы снимались в сериалах «Жылдар» и «Энциклопедия счастливых чудовищ» производства Казахстанской Медиа Академии. Как Вам работалось с режиссёром Гульбахор Хасановой и как Вы работаете с юными актёрами? Ощущения Ваши?
Начнём с того, что Гульбахор я знаю уже не одно десятилетие. Это замечательный и добрый человек, профессионал своего дела, очень креативная, очень оптимистически настроенная, позитивный человек. И то, что она создала Казахстанскую Медиа Академию, было для меня очень неожиданно и очень приятно, когда я узнал, что директором и продюсером является Гульбахор. И то, что она занялась тем, что сейчас воспитывает молодые дарования, молодых ребят. Вы знаете, даже если многие из них не будут актёрами или режиссёрами, это будут люди более раскрепощенные, более-менее творчески развитые, потому что она даёт некий вектор в воспитании молодых людей, который потом в дальнейшем им пригодиться в жизни. В Медиа Академию кроме детей приходят и взрослые люди, которым не хватает внимания, которые выбрали не ту профессию, как им кажется, и у них есть возможность себя реализовать и многим из них это удаётся. Ведь у Казахстанской Медиа Академии есть определенные ресурсы – оборудование, аппаратура – это ведь всё стоит огромных денег, аренда помещения, где снимается сериал, это всё требует вложений. И Гульбахор это удаётся делать, и я надеюсь, что Медиа Академия будет развиваться, и из её стен будут выходить достойные актёры, режиссёры, дикторы, ведущие. Потому что из того количества людей, которые сюда приходят всегда найдётся некий процент людей, которые потом станут заниматься профессионально. Мы все видим звёздные гонорары, суммы кассовых сборов и мы забываем о том, что в год из ста картин выстреливает всего 10-12, а остальные остаются незамеченными. В любом деле важен риск и вложение каких-то средств, чтобы из той массы людей, какой-то десяток людей стали достойными представителями той или иной профессии в кино, и которые потом с благодарностью будут вспоминать Медиа Академию. Ведь они делают самое важное – вселяют в людей веру.
А как работалось с юными актёрами, начинающими? Чувствовалась эта волнительность, замирание сердца?
Я очень уважительно отношусь к молодым актёрам. Я человек восприимчивый, эмоциональный, я всегда с любовью смотрю на детей, потому что у меня у самого две дочери, уже 5 внуков, поэтому у меня всегда тёплые отношения складываются и с детишками, и с молодыми людьми в кино. Меня Гульбахор приглашает периодически провести в Медиа Академии мастер-классы, меня и в других академиях и институтах всегда приглашают, но я отказываюсь от постоянного ведения, потому что и времени столько нет, и я всё-таки больше практик, а не теоретик. Есть же такие актёры, которые не могут преподавать, а на практике, на съёмочной площадке большая занятость, а есть актёры, которые много преподают, у них это хорошо получается, но мало играют в кадре. На площадке я отношусь с терпением всегда к своим партнерам, будь то люди взрослые, будь то детишки, и на площадке я уже сам подсказываю в той или иной сцене как лучше показать ту или иную эмоцию, как проявить своего героя.
В последнее время всё чаще на роли в кино берут людей, безусловно, талантливых и органичных, но не имеющих актёрского образования. Как Вы к этому относитесь? И что лучше актёр без образования на съёмочной площадке или режиссёр-самоучка?
Я очень трепетно отношусь к своей профессии. Я знаю, что профессия актёр, будь то режиссёр – это профессия такая штучная. И я знаю, что многие актёры и режиссёры, которые имеют специальное образование, очень ревностно относятся к тем, кто приходит в кино «извне». Но, что поделать? Такова реальность. Мир меняется, открываются новые актёрские школы, курсы. И может быть, даже есть в этом хороший знак – появляется больше возможности найти настоящие «перлы», такой вот жемчуг в этой большой массе. Мы живём в обществе капитализма, социализм закончился, его нет, коммунизм не наступил, наступил капитализм, и деньги решают очень-очень многие вещи в нашей жизни. И просто у многих людей нет возможности поступить в ВУЗ, учиться 4-5 лет, заплатить за это немалые деньги, тем более, если ты уезжаешь учиться за рубеж. Поэтому помогают всё-таки такие курсы, на которых люди могут открыть себя, на которых преподаватели, организаторы той или иной школы могут обнаружить настоящий талант, самородок, которому дадут направление, его подхватит режиссёр и начнут уже приглашать. И в этом плохого ничего нет, это замечательно.
А почему Вы перестали играть в театре?
Я изначально был киноактёром киностудии «Казахфильм». У нас было направление - нас было 24 человека, и только двоим людям посчастливилось стать киноактёрами – это я и Саги Ашимов, к сожалению, покойный, это мой друг. А остальные 22 человека, их отправили в театры. В театре я никогда не работал, я играл в антрепризных спектаклях, куда приглашали меня. Я играл на сценах многих наших театров по приглашению в основном зарубежных режиссёров, которые ставили у нас пьесы. Но в театре я никогда не работал.
Какую роль Вы ещё не сыграли? Очень хотите, но пока не предложили?
Да нет, я не отношусь к тем, кто мечтал сыграть Ромео или Гамлета (улыбается). Сейчас очень много актёров стало, большая конкуренция. Если раньше всего 20 человек было актёров в казахском кино, ну и театральные актёры, то сейчас огромное количество, ну и количество фильмов, сериалов большое. Поэтому радуешься любому достойному предложению. Потому что всё-таки перед тем, как соглашаться играть в той или иной картине, ты всё-таки читаешь сценарий.
Пожелания телезрителям?
Я хочу пожелать вам, дорогие друзья, реализации ваших творческих планов, даже если вы работаете в каких-то сферах экономических, потому что творчество – его никто не отменял, даже в подсчёте денег. И мне ещё хотелось бы пожелать всем доброго отношения друг к другу, к своим соседям, к своим родным. Потому что время сейчас стало довольно жёстким и не хватает некой мягкости, сердечности в отношениях. Хочу пожелать реализации всех ваших планов и здоровья, здоровья, здоровья! Берегите себя и своих близких!
Нет комментариев, оставьте первый
, чтобы оставить комментарий