«Селфи»: Кино на аву
Сергей Минаев плохой писатель. И то, что он популярен и издается большими тиражами, конечно, - мастерство профессионалов рекламы, а не таланта самого писателя. Его произведения действительно находятся на грани литературы и являются скорее продуктами паралитературы. Прав Дмитрий Быков, утверждающий, что Минаев творит в жанре самого себя – то есть про себя, для себя и о себе. По поводу неугомонной саморефлексии не было бы никаких разговоров, если бы это было хорошо написано и сделано. Но это сделано плохо. И сценарий, который он написал для фильма «Селфи» (по собственному же роману «Духless 21 века. Селфи»), обделен не только определяющими качество элементами этого ремесла – драматургией, интересными персонажами и небанальными диалогами, но и предметами более сложных процессов – образами, символическом подтекстом.
Видимо неплохие актеры (Хабенский в главной роли, Бондарчук в роле его друга) и интересный режиссер (Николай Хомерики, снимающий и авторское, фестивальное кино, и большие коммерческие проекты) приняли участие в создании фильма скорее из-за дружеских отношений к самому Минаеву и чтобы поддержать свою репутацию в этой московской «творческой» среде.
Европейский аналог Минаева – Фредерик Бегбедер, который точно также увлечен алкоголем, женщинами и, конечно, в первую очередь самим собой. Но французский беллетрист хотя бы склонен к юмору и самоиронии. А у Минаева, как и у большинства российских литераторов, это свойство либо отсутствует, либо занижено до минимума. Автор «Идеаля» снимает комедии, а автор «Духlessа» занялся в этот раз психологическим триллером. В «Селфи» нагромождены многие детали и темы. Но эти литературные и кинематографические аллюзии занижены до массового уровня, почти до грани, до трэша.
Есть, например, большая тема двойников. Сначала нам это преподносится на метафорическом уровне – мы догадываемся, что двойником главного героя, Владимира Богданова, является его лучшая сторона, символ его души и так далее. Проплывают намеки на Пушкинского Германа, на «Носа» Гоголя, героев Достоевского. Но потом минаевский доппельгангер разочаровывает нас – все оказывается куда банальнее. Хотя все логично – какой уровень писателя, такой и уровень двойника. Есть еще тема писателя и его безумного читателя. Но и тут Минаев скорее повторяет Стивена Кинга и фабулу его романа «Мизери». Страдания героя невелики и ограничиваются проблемой с дочерью и похмельем по утрам. Вторичность и отсутствие как литературного, так и кинематографического вкуса – основные дыры, в которых застревают большие амбиции автора фильма и его рефлексии. Не для зрителя такое кино и даже не для вечности. А, как вы поняли из названия, «для аватарки и для лайков», как говорит один из героев, чтобы знали, что по роману Минаева сняли фильм. Но у фильма будет хоть один лайк – автор-то, скорее всего, доволен.
Расписание фильма «Селфи» доступно в афише.
В кино ходил Баглан Кудайберлиев
Редакция «Бродвея» благодарит за приглашение на показ фильма «Селфи» Meloman Entertainment и кинотеатр Lumiera Cinema.
Оцените рецензию
Нет комментариев, оставьте первый
, чтобы оставить комментарий