Дархан Тулегенов: «Было бы интересно увидеть себя футбольным комментатором»

Интервью с Дарханом Тулегеновым

Молодой режиссер Дархан Тулегенов известен среди отечественных кинодеятелей. Его две короткометражные картины стали победителями казахстанских и зарубежных кинофестивалей. «Маршрут» даже вошел в специальную программу Short Film Corner 70-го Каннского международного фестиваля кино. О том, что мотивировало его стать режиссером, как рождаются идеи фильмов и какие картины хотел бы снимать, Дархан Тулегенов рассказал в интервью кинопорталу «Бродвей».


- Когда пришло осознание того, что Вы хотите работать в сфере кино?

- Все началось, когда в Уральске впервые открылся кинотеатр. Так получилось, что я попал на премьеру фильма Ридли Скотта «Гладиатор». Впервые посмотрев фильм на большом экране, я был потрясен. На тот момент меня парализовала магия экрана, наверное, уже тогда подсознательно я для себя решил, что хочу заниматься кинематографом. Затем в шестом классе, когда стали появляться первые телефоны с видеокамерой, я экспериментировал с друзьями, потихоньку снимал что-то. Раньше на телефонах была функция паузы. Благодаря ей можно было записать видео с одного ракурса, нажать на паузу, поменять ракурс и снова начать записывать. На тот момент я не знал, что такое монтаж, и думал, что фильмы так и снимают, нажимая на паузу (смеется). Даже когда у меня появилась «мыльница», я продолжал снимать по тому же принципу. Думаю, с этого и началось.

- Вы помните свой первый фильм? Расскажите о нем.

- Мой первый фильм, скажем экспериментальный, был снят на мобильный телефон. Он назывался «Слепой». Сюжет, конечно, был достаточно глупый, но на тот момент мне эта тема казалось интересной. Снимал видео у себя дома. Синопсис такой: в дом, преодолевая препятствия, пробирается наемный убийца. Следующим кадром показана гостиная, где стоит слепой молодой человек с розой. Почувствовав чье-то присутствие, он резко оборачивается и кидает розу в убийцу. Цветок концом попадает преступнику в глаз, и тот истекает кровью. Вот так и заканчивается этот фильм.

- Как создавалась короткометражная лента «Луч утренней зари»?

- Начну с того, что идея картины появилась во время съемок короткометражного фильма «Враги» режиссера Олжаса Ермекбаева, где я работал вторым режиссером. Мы снимали фильм в кабинете директора трамвайного депо. В перерывах часто выходили на улицу, где вдали от всех стоял старый нерабочий трамвай. Глядя на него, я мысленно начал строить историю, и после съемок «Врагов» приступил к написанию собственного сценария. Получилось бунтарское кино «Луч утренней зари». Историю главного персонажа я не ассоциирую с собой, но мои знакомые, так или иначе, сталкивались с подобной ситуацией. Когда со мной делятся историями, которые достойны внимания, мне хочется рассказать о них посредством киноэкрана. Мне не хочется создавать установки в сознании людей или указывать что правильно, а что нет. Я просто хочу рассказывать истории через кинематограф.

Честно, «Луч утренней зари» стал для меня большим испытанием. Эту картину должны были снять за три дня, но съемки растянулись на месяц. Причин было много: из съемочной группы кто-то по каким-то причинам уходил, кто-то приходил, актеры менялись. Даже были моменты, когда за день до съемок актеры звонили и говорили, что не могут приехать. Форс-мажорных ситуаций было много. Помню, я думал забросить проект. У меня уже имелись кадры с трамвая и уличной драки. Но сцену в квартире я смог отснять только через месяц. Бюджета не было вовсе. Но я рад, что нашел в себе силы завершить фильм. Ведь он стал первой картиной, которая была оценена на многих фестивалях.

- А с картиной «Маршрут» тоже возникали сложности?

- Да, без сложностей не обошлось. Но к ним я уже был морально готов. Сначала нам отказали в квартире, где должны были пройти съемки, а потом и актриса, которая должна была сыграть, за день до съемок написала, что уезжает на театральные гастроли. Но мы быстро выкрутились из этой ситуации: за ночь нашли и актрису, и локацию. «Маршрут» - это путь, во время которого главный герой находит ответы на все вопросы, мучившие его на протяжении многих лет.

- Выработался ли у Вас собственный метод съемок кинокартин?

- Возможно. Многие режиссеры работают по такой же системе, как и я. Еще до старта съемок я еду на утвержденные локации и снимаю все на камеру. Таким образом, я понимаю, как будет выглядеть местность на мониторе, где лучше ставить камеру, актеров, где и какой вид открывается. Это дает мне возможность максимально понять, в какой стилистике я хочу снимать фильм, как все будет выглядеть в итоге. К тому же это упрощает сам процесс съемок: команда пришла, заняла свои места, включили камеры, и пошла запись.

- У кого Вы учитесь снимать кино? С кого берете пример?

- В первую очередь у Андрея Звягинцева и турецкого режиссера Нури Бильге Джейлана. В последнее время начал смотреть работы еще одного турецкого режиссера Семиха Капланоглу. В коммерческом кино моими кумирами остаются Кристофер Нолан и Ридли Скотт.

- Недавно Вы побывали на иранском кинофестивале Фаджр в качестве участника учебной программы Тalent campus. Как прошло обучение и что нового Вы для себя открыли?

- Тalent campus - это неделя мастер-классов от именитых режиссеров. Свои лекции читали турецкий режиссер и сценарист Семих Капланоглу, иранские кинорежиссеры Поран Дерахшанде и Мухаммед Али Саджади, а также наш казахстанский режиссер Дарежан Омирбаев. У участников был свободный график: можно было посещать кинопоказы, мастер-классы или пойти на экскурсию. Особенно меня впечатлил турпоход по крупнейшему иранскому киноцентру Ghazali Cinema Town. Это специально отстроенный город с несколькими районами, каждый из которых украшен декорациями, имитирующими определенный период времени. Во время нашей экскурсии была организована целая постановка. У артистов была своя роль и миниатюра. Было интересно наблюдать за ними. Всего в Talent campus прибыли 90 студентов из Ирана и 50 студентов со всего мира.

На самом деле подобные мероприятия должны проводиться и у нас. Во-первых, это хороший импульс для развития отечественной киносреды. Во-вторых, это создало бы здоровую конкуренцию. Конечно, у нас с каждым годом растет количество кинофестивалей, но подобных площадок только для молодых специалистов, где шли бы мастер-классы зарубежных специалистов не день, не два, а неделями, нет.

Гуж Тадевосян, Алимжан Кудабаев, Реза Миркарими и Дархан Тулегенов

- Ваш «Маршрут» будет представлен в рамках Short Film Corner 70-го Каннского кинофестиваля. Что дает участие в этой программе?

- Стоит отметить, это не основной конкурс, но отличная возможность попасть в Канны и посмотреть, как там все работает. К тому же, это шанс завести знакомство и общение с другими режиссерами, продюсерами, представить свой фильм нужным людям. Для меня Short Film Corner - это способ продвижения себя и своей работы.

- Вы сами занимаетесь продвижением своих проектов?

- Да, пока продвигаюсь сам. Насколько я знаю, сейчас многие продвигают свои фильмы через интернет, высылают их по почте, через различные платформы. Но все это не дает 100% гарантии, что картина попадет прямо в руки отборщикам. Я считаю, фестивальный путь начинается с общения, с контактов, за чашечкой кофе.

- «Казахфильм» объявил конкурс сценариев короткометражных фильмов. Вы подали заявку?

- Конечно, грех не воспользоваться такой возможностью. Я подал один из двух сценариев. Жду результата. Было бы хорошо получить возможность реализовать свой проект. Хотел бы приступить к нему не летом, а осенью. Пасмурная погода идеально подходит для стилистики этой картины.

- Помимо режиссуры, где бы еще хотели попробовать себя?

- Я попробовал бы себя в качестве кинодраматурга, также было бы интересно увидеть себя футбольным комментатором. Люблю футбол (смеется). Мне также импонирует профессия повара. Я считаю кулинарию одной из форм искусства, профессией эстетики.

- Ваши планы на ближайшее время? Когда нам ждать от Вас полный метр?

- В этом году оканчиваю университет, поэтому готовлюсь к выпуску. В качестве дипломной работы, наверное, представлю фильм «Маршрут». Сейчас также пишу сценарий. У меня есть два сценария короткометражных фильмов. С дебютом в полном метре не хочу спешить. Хотелось бы прийти к этому не потому что, кто-то этого ждет, а по осознанию своей готовности. Но могу сказать, все мои будущие истории будут узнаваемы по стилю и почерку.

 

 

Благодарим Дархана Тулегенова за интервью!

 

Беседовала Айгерим Каскыр

Фото: Александр Банченко

 

Благодарим за предоставленные фотографии факультет «Академия кино и телевидения» университета «Туран».

Нет комментариев, оставьте первый

, чтобы оставить комментарий

Рекомендуем

Интервью

10 Ноября, 2015

Драма от создателей комедий

Интервью с создателями сериала «Айжан».

Flyin_Hi

Интервью

21 Августа, 2014

Другой взгляд на анимацию

Или, чем занимается Kazakhstan Computer Graphics.

Виталий

Интервью

8 Февраля, 2016

Салтанат Науруз: «Я не зарабатываю как актриса»

Актриса мечтает создать особую площадку для деятелей индустрии кино и театра.

Flyin_Hi

Интервью

18 Апреля, 2016

Николай Пак и Аскар Бисембин о том, как создаются фильмы

Сценарист и режиссер расскажут о творческом союзе и планах 

Aidana Mamayeva

Выбор Бродвея

15 Ноября

10 причин смотреть «Лигу справедливости»

Казахстанское кино

11 Ноября

Фоторепортаж со съемок 3 сезона сериала «Үлкен үй»

Многосерийный фильм транслируется на телеканале «Асыл арна»

Знай в лицо

Пенелопа Крус

Актер

Чарльз Чаплин

Актер

Тиэко Хигасияма

Актер

Динмухамед (Димаш) Ахимов

Актер

Николай Боголюбов

Актер

Нуртас Адамбай

Актер

Шеннон Кэйн

Актер

Рашид Нугманов

Режиссер