Смертные грехи Эли Гильман

Эля Гильман - женщина режиссер

4 июля в прокат вышла отечественная комедия «Молоко, сметана, творог».  Создатель этой картины - Эля Гильман, режиссер с рождения и по призванию. В интервью Бродвею Эля рассказала, почему женщина - «плохой» режиссер, о чем все ее фильмы и почему на жизнь надо смотреть с юмором.



1. Эля и ее первые шаги в профессии

У меня очень интересная судьба. Я по первой профессии аудитор, хотя всегда хотела поступить на режиссуру. Заканчивала в 1992 году, когда в стране была разруха, а «Казахфильм» был заколочен. Мне родители сказали, что надо получить профессию, а не кино снимать. Поэтому закончила я экономический, но в институте занималась тем, что играла в КВН и писала сценарии. В 27 лет я подумала: а пойду-ка я попытаю счастья. И поступила в магистратуру Академии Жургенева к мастеру Сатыбалды Нарымбетову.

Сатыбалды Нарымбетов прочел мои рассказы и сказал: «Ну ты же женщина, вот скажи, какой из тебя режиссер?» Я отвечаю: «Вы возьмите, а дальше посмотрим». 

И он меня взял. Через 3 месяца я сняла первый фильм, который в Питере завоевал Гран-при - и пошло поехало. Наверное, Нарымбетов не сильно верил в женщину-режиссера, потому что он опытный, знает, что женщина, за редким исключением, слабый пол, ну и соответственно режиссер, но в результате со всего курса снимают двое, и среди них я. А потом было много всякого разного. Я сразу после Академии получила дебют на «Казахфильме». На мою удачу меня туда вызвали и доверили художественный сериал «Ангелочек», и я сняла, было очень тяжело. Для молодого режиссера это была большая нагрузка и ответственность. Зато я поработала с Федором  Аранышевым, замечательным заслуженным оператором, и Рымбеком Альпиевым, который был соавтором и старшим соратником.

Потом были вояж в Америку и даже соблазн остаться. Но слава богу вовремя опомнилась: стать винтиком в их системе производства штампованных фильмов - это тупик!

Потом я уехала в Россию, поступила во ВГИК, закончила факультет игрового кино, мастерская В. Хотиненко.  Во ВГИКЕ на 2-м курсе у меня был «Икар» - он завоевал кучу призов, за сценарий и идею. Это была курсовая работа, когда ты должен в павильоне за 5 дней снять фильм без диалогов. 


Короткометржный фильм «Икар»

2. Про кино

«Икар» очень счастливый - он взлетел. Это фильм о моей старшей дочери. Это единственное из моего творчества, что мне нравится. Я, когда снимаю, мне все нравится, а когда сниму, то мне потом ничего не нравится.  Вообще все фильмы, которые я снимаю, - это фильмы о моей жизни, моих близких и просто о моем жизненном опыте. Я не высасываю из пальца истории - это все мной прожито, пережито и прочувствовано. «Икар» - это моя старшая дочка, «Молоко»  -  это я, только в разных ипостасях. Наивная простушка, стерва, заботливая мать - это все одна женщина. Мы сложнее организованы, чем мужчины, поэтому они нас плохо понимают, у нас часто меняется настроение... Это они - логики, у них все понятно, четко и по программе, а мы живем чувствами и эмоциями.

После окончания ВГИКа  с дипломным фильмом «Трубадур» я вернулась в Алмату. Диплом был неформатный, но «Меломан» его взял в прокат. Это был нонсенс – 40-минутный фильм в кинотеатрах. Несмотря на это, прокат прошел отлично!

Вообще я считаю, что кино не бывает женское и мужское. Оно бывает или хорошее, или плохое, а вот кому оно ближе - это другой вопрос. Если это кино про женщин и для женщин, то мужчинам, безусловно, сложно понять, о чем речь идет. Так же, как я не смотрю колбасиво, где убивают 35 человек. Ну не смотрю! Мне скучно, я знаю, чем оно закончится. Я вот знаю: он 5-500 человек убьет, вылезет весь в крови и царапинах, спасет семью (варианты: мир и человечество) и скажет: «Пойдем со мной, милая!».

Не так давно я увидела фильм Авдотьи Смирновой «Кококо». Это тоже кино для женщин. Мужчины не въедут в это, просто не поймут - это фильм, который ближе и понятней женщине. Там две героини: одна из них из провинциального городка, а другая - питерская  интеллигентная дама (Аня Михалкова). «Молоко» –  это тоже женская тема.

3. «Одноклассники» и как из них получилось «Молоко, сметана, творог»

Два года назад  я познакомилась с телевизионным продюсером Игорем Пискуновым, и он предложил поучаствовать в телевизионном проекте о жизни одноклассников к 20-летию независимости. Это сериал «Одноклассники», состоящий из разных короткометражных фильмов. Мы взяли один класс и показали судьбу каждого.  Я согласилась, но с условием, что писать буду сама.

Я очень свободолюбивый человек, ни один продюсер на мой творческий процесс влияния не оказывает, если же пытается давить, то я с ним просто не работаю.

У меня была тема объединить колхоз и город. И один молодой мальчик-юрист прислал нам идею, что тетенька живет в ауле, а вторая, ее подружка либо одноклассница, работает в банке. Вот я сидела и думала, как их объединить. И тогда я решила, пусть аульная девушка каким-то образом достает городскую, а банкирша будет очаровательная стерва. В принципе обе героини обладают  крутыми характерами и обе не без греха: одна больна гордыней, а другая завистью, и они меняются местами. Идея не нова, важнее была именно трактовка. И в этой части фильм абсолютно режиссерский. Есть казахская традиция печь по пятницам шельпеки - это такое сакральное действие, потом их раздают, ну я в эти шельпеки и заложила элемент сказочности. То есть сидит добрая такая старушка (ее играет очень характерная актриса Турахан Садыкова), делает эти шельпеки и закладывает в них заклинание. И, попробовав эти шельпеки, героини меняются местами, и, попав в чужую шкуру, наконец понимают, каково это. Все просто и внятно.



 
Фото со съемок сериала «Одноклассники». Гульнара Сильбаева, Эля Гильман, Линда Нигматуллина

4. Немного о священной корове и казахских традициях

Я сняла 5 серий к «Одноклассникам». Отсняли мы в ноябре, а в декабре сдали на «Хабар». Он прошел в эфире под Новый год,  а в январе наступает затишье, когда проектов нет. Я подумала, чего лежать на диване? Взяла я тот материал, размонтировала свои 3 серии и собрала из этого фильм - такой, каким я его хотела видеть. Показала друзьям. Они сказали - классный фильм! Потом показала Гульнаре Абикеевой, и она взяла на «Евразию»! Там не было конкурса казахстанских фильмов: просто их показ. Мы сделали титры за полдня, и он получил огромное количество отзывов на фестивале. На пресс-конференции  журналисты спрашивали: а почему были съемки, а мы не знали? Я сижу и думаю - вот говорить, что это не картина, или не говорить? Я не такой крутой пиарщик, чтобы правильно продумать, что именно говорить. Я и сказала, мол, мы снимали тихо, скромно. Провели кастинг. Я посмотрела очень много актрис - искала свою героиню, а все приходят красивые, добрые, разные.  Но мне-то нужна была великолепная стерва! И тут я вспомнила про Линду. Пробы мы делали по скайпу - она-то живет в Москве! И сделали, и она попала! Я пришла к продюсеру, говорю: «Мне нужна Линда Нигматуллина», он говорит: «Да ты что? У нас же телепроект, а не кино, знаешь, сколько она стоит?!»

Линда Нигматуллина приехала на 10 дней, а я ее - в горы и под корову. Линда говорит: «Я не умею доить корову», а я ей: «Ну и отлично! Мотор, камера, поехали!» 

А Гульнара Сильбаева это вообще удача! Знаменитая кавээнщица, очень востребованная на телепроектах, она на самом деле прекрасная актриса. Гуле надо в кино играть - она очень живая. Снимали высоко в горах На Ушконыре. Туда-то мы забрались, а вот обратно спускаться была проблема: жуткий гололед - ежедневный подвиг наших водителей! 

 

Фото с премьеры фильма «Молоко, сметана, творог». Дастен Шакиров, Эля Гильман, Линда Нигматуллина.
фото с сайта kazakhwood.kz

Еще был у нас полгода назад проект в рамках «Одноклассников». Он также был в эфире, это был настоящий мюзикл, такой прикол над индийским кино, над насильственным изучением казахского, в общем, над всем. Это реальная история: приехала сюда группа студентов-медиков из Индии, и один парень влюбился в девушку-казашку, а ее семья была категорически против, но он действительно выучил казахский язык и традиции для того, чтобы войти в семью. В итоге они поженились, у них уже двое детей. Мы долго думали, на чем бы эту историю завязать, и остановились на корове - она ведь священна для индусов! Эту историю очень хотел снять сам продюсер Игорь Пискунов. В результате у нас по Кайнару ходили индийские коровы, а в полях танцевали индийские девочки! Получилось очень забавно, да и жанр мюзикл для меня был в новинку. Парвиз Назаров написал шикарную музыку, они с Алией Телебарисовой шикарно спели!

5. «Астана - любовь моя»

Еще был проект с Егором Кончаловским под названием «Астана, я люблю тебя». Сначало был конкурс сценариев. Я была за границей, когда мне написали, что надо прислать сценарий на конкурс на «Казахфильм». И я написала историю любви молодого чиновника, у которого жена с детьми остались в Алматы, а сам он уехал работать в Астану. Пришло много сценариев, в начале их было около 50, из них отобрали 10. Все режиссеры получили задание снять простую, но интересную новеллу о нашей столице под эгидой Кончаловского и горакимата. Из Алматы было 5 режиссеров.

Условия участия в проекте «Астана, я люблю тебя» были очень жесткие: нам дали 5 дней и не часом больше! А это были съемки в аэропорту, на вокзале, в торговом центре и на трассе. 

На роль таксиста прилетел из Тбилиси потрясающий актер Баадур Цуладзе, а роль чиновника исполнил Нурлан Утешев. Мы экономили почему то на всем и снимали, как в студенческие годы! Например, когда мы снимали в «Хан Шатыре», наш оператор Слава Пелунский вместо долли (операторская тележка. - Прим. ред.) снимал в продуктовой тележке, потому что экономили... на рельсах! И такой самоотверженности у нас было много. Баадур Цуладзе прочитал сценарий и приехал в Астану сниматься в 30-градусный мороз. На трассе Астана - Караганда тащил на себе «Волгу», потому что ему понравилась идея. Баадуру на площадке исполнилось 75 лет! А он и душой и телом настоящий джигит! Мне, конечно, не дали рассказать эту историю так, как я хотела. Попросили много сгладить, сделать помягче. А мне нравится свобода. Мне не нравится, когда на меня давят, когда говорят: а давайте в ваш сценарий введем вывеску такую. Или а давайте у вас снимется племянник или доченька, или сынок нужного  человека. Все! Меня там нет. Я кастинг делаю сама.


Фото со съемок фильма «Сюрприз», вошедшего в киноальманах «Астана, я люблю тебя»
фото с сайта yvison.kz

У фильмов вообще своя собственная судьба. Я, например, очень рассчитывала на то, что мой фильм «Сюрприз», который есть в киноальманахе «Астана», очень понравится зрителям, но его нет ни в прокате, ни в продаже... В Алматы его даже толком не прокатывали, потому что после премьеры в Алматы Кончаловского сильно критиковали. Алматинцы ведь жесткий народ - им про Астану неинтересно! В общем, проект не очень хорошо приняли. Зато в Астане фильм прошел на ура!

6. Немного о будущем

Я - фрилансер, как это любят называть в Европе. Я принципиально никуда не прикрепляюсь, будут интересные проекты - я поеду снимать. Я не могу работать на одном и том же месте. Вот после «Одноклассников» тот же продюсер Игорь Пискунов попросил меня снять сериал «25-й километр», и  на 6-й серии у меня приключился день сурка...  Я проснулась и не помню, какую мы серию снимаем, истощилась - и все. Я человек вдохновения, не могу снимать 149 серий сериала -  начинает уже тошнить от этого, а история все не кончается и не кончается... Они все плачут и женятся, любят и разводятся, это же ужас! Поэтому мне нужно, чтобы у истории был конец. Вот скоро начнется один интересный проект на «Казахфильме» мы, пять вгиковских режиссеров, придумали такой альманах... Дело в том, что мы очень соскучились по веселому студенческому времени, когда и жили, и учились, и работали вместе, и вот, чтобы поработать вместе, придумали  такой проект, принесли на «Казахфильм» и показали. Называется «Отец». Суть в том, что у  отца 5 детей, и будет 5 новелл и 5 режиссеров: Нугерды Садыгулов,  Лена Лисасина, Алмаз Абдин, Анара Жунусова и я. Проект понравился, и теперь мы будем его снимать. 

P.S. Наша редакция благодарит Элю Гильман  за то, что она смогла выкроить в своем графике достаточно времени и рассказать свою историю. 

Беседовала Алина Мигалина

Читайте также:

Рецензия на фильм «Молоко, Сметана и Творог».

 

Нет комментариев, оставьте первый

, чтобы оставить комментарий

Рекомендуем

Интервью

23 Сентября, 2016

Джефф Веспа: «Люди Казахстана хотят, чтобы историю Амре услышал и увидел весь мир»

Американский режиссер отметил, что «Амре» стилистически будет похож на «La vie en rose»

Aidana Mamayeva

Интервью

30 Мая, 2016

Нуртас Адамбай: «Кино не должно быть пустым»

Режиссер рассказал о секретах работы на площадке

Aidana Mamayeva

Интервью

2 Сентября, 2014

От девственника к солдату

Преображение Турара Давильбекова.

brod.kz

Интервью

26 Августа, 2016

Аружан Джазильбекова: «Никто и ничто ей не указ, только любовь»

Актриса рассказала о том, как училась свистеть ради роли

Aidana Mamayeva

Рецензии

17 Января

«Невеста»: Тайна за семью замками

Знай в лицо

Алия Телебарисова (Ануарбек)

Актриса

Жаксыбек Курманбеков

Актер

Санжар Султанов

Актер

Жанна (Жаннат) Куанышева

Актриса

Владимир Рапопорт

Режиссер

Бауыржан Абишев

Постановщик трюков

Чингиз Балгужиев

Актер

Карлыгаш Мухамеджанова

Актриса