È

Смертные грехи Эли Гильман

Эля Гильман - женщина режиссер

4 июля в прокат вышла отечественная комедия «Молоко, сметана, творог». Создатель этой картины - Эля Гильман, режиссер с рождения и по призванию. В интервью Бродвею Эля рассказала, почему женщина - «плохой» режиссер, о чем все ее фильмы и почему на жизнь надо смотреть с юмором.


1. Эля и ее первые шаги в профессии

У меня очень интересная судьба. Я по первой профессии аудитор, хотя всегда хотела поступить на режиссуру. Заканчивала в 1992 году, когда в стране была разруха, а «Казахфильм» был заколочен. Мне родители сказали, что надо получить профессию, а не кино снимать. Поэтому закончила я экономический, но в институте занималась тем, что играла в КВН и писала сценарии. В 27 лет я подумала: а пойду-ка я попытаю счастья. И поступила в магистратуру Академии Жургенева к мастеру Сатыбалды Нарымбетову.


Сатыбалды Нарымбетов прочел мои рассказы и сказал: «Ну ты же женщина, вот скажи, какой из тебя режиссер?» Я отвечаю: «Вы возьмите, а дальше посмотрим».


И он меня взял. Через 3 месяца я сняла первый фильм, который в Питере завоевал Гран-при - и пошло поехало. Наверное, Нарымбетов не сильно верил в женщину-режиссера, потому что он опытный, знает, что женщина, за редким исключением, слабый пол, ну и соответственно режиссер, но в результате со всего курса снимают двое, и среди них я. А потом было много всякого разного. Я сразу после Академии получила дебют на «Казахфильме». На мою удачу меня туда вызвали и доверили художественный сериал «Ангелочек», и я сняла, было очень тяжело. Для молодого режиссера это была большая нагрузка и ответственность. Зато я поработала с Федором Аранышевым, замечательным заслуженным оператором, и Рымбеком Альпиевым, который был соавтором и старшим соратником.

Потом были вояж в Америку и даже соблазн остаться. Но слава богу вовремя опомнилась: стать винтиком в их системе производства штампованных фильмов - это тупик!

Потом я уехала в Россию, поступила во ВГИК, закончила факультет игрового кино, мастерская В. Хотиненко. Во ВГИКЕ на 2-м курсе у меня был «Икар» - он завоевал кучу призов, за сценарий и идею. Это была курсовая работа, когда ты должен в павильоне за 5 дней снять фильм без диалогов.


2. Про кино

«Икар» очень счастливый - он взлетел. Это фильм о моей старшей дочери. Это единственное из моего творчества, что мне нравится. Я, когда снимаю, мне все нравится, а когда сниму, то мне потом ничего не нравится. Вообще все фильмы, которые я снимаю, - это фильмы о моей жизни, моих близких и просто о моем жизненном опыте. Я не высасываю из пальца истории - это все мной прожито, пережито и прочувствовано. «Икар» - это моя старшая дочка, «Молоко» - это я, только в разных ипостасях. Наивная простушка, стерва, заботливая мать - это все одна женщина. Мы сложнее организованы, чем мужчины, поэтому они нас плохо понимают, у нас часто меняется настроение... Это они - логики, у них все понятно, четко и по программе, а мы живем чувствами и эмоциями.

После окончания ВГИКа с дипломным фильмом «Трубадур» я вернулась в Алмату. Диплом был неформатный, но «Меломан» его взял в прокат. Это был нонсенс – 40-минутный фильм в кинотеатрах. Несмотря на это, прокат прошел отлично!

Вообще я считаю, что кино не бывает женское и мужское. Оно бывает или хорошее, или плохое, а вот кому оно ближе - это другой вопрос. Если это кино про женщин и для женщин, то мужчинам, безусловно, сложно понять, о чем речь идет. Так же, как я не смотрю колбасиво, где убивают 35 человек. Ну не смотрю! Мне скучно, я знаю, чем оно закончится. Я вот знаю: он 5-500 человек убьет, вылезет весь в крови и царапинах, спасет семью (варианты: мир и человечество) и скажет: «Пойдем со мной, милая!».

Не так давно я увидела фильм Авдотьи Смирновой «Кококо». Это тоже кино для женщин. Мужчины не въедут в это, просто не поймут - это фильм, который ближе и понятней женщине. Там две героини: одна из них из провинциального городка, а другая - питерская интеллигентная дама (Аня Михалкова). «Молоко» – это тоже женская тема.

3. «Одноклассники» и как из них получилось «Молоко, сметана, творог»

Два года назад я познакомилась с телевизионным продюсером Игорем Пискуновым, и он предложил поучаствовать в телевизионном проекте о жизни одноклассников к 20-летию независимости. Это сериал «Одноклассники», состоящий из разных короткометражных фильмов. Мы взяли один класс и показали судьбу каждого. Я согласилась, но с условием, что писать буду сама.

Я очень свободолюбивый человек, ни один продюсер на мой творческий процесс влияния не оказывает, если же пытается давить, то я с ним просто не работаю.

У меня была тема объединить колхоз и город. И один молодой мальчик-юрист прислал нам идею, что тетенька живет в ауле, а вторая, ее подружка либо одноклассница, работает в банке. Вот я сидела и думала, как их объединить. И тогда я решила, пусть аульная девушка каким-то образом достает городскую, а банкирша будет очаровательная стерва. В принципе обе героини обладают крутыми характерами и обе не без греха: одна больна гордыней, а другая завистью, и они меняются местами. Идея не нова, важнее была именно трактовка. И в этой части фильм абсолютно режиссерский. Есть казахская традиция печь по пятницам шельпеки - это такое сакральное действие, потом их раздают, ну я в эти шельпеки и заложила элемент сказочности. То есть сидит добрая такая старушка (ее играет очень характерная актриса Турахан Садыкова), делает эти шельпеки и закладывает в них заклинание. И, попробовав эти шельпеки, героини меняются местами, и, попав в чужую шкуру, наконец понимают, каково это. Все просто и внятно.


Фото со съемок сериала «Одноклассники». Гульнара Сильбаева, Эля Гильман, Линда Нигматуллина


4. Немного о священной корове и казахских традициях

Я сняла 5 серий к «Одноклассникам». Отсняли мы в ноябре, а в декабре сдали на «Хабар». Он прошел в эфире под Новый год, а в январе наступает затишье, когда проектов нет. Я подумала, чего лежать на диване? Взяла я тот материал, размонтировала свои 3 серии и собрала из этого фильм - такой, каким я его хотела видеть. Показала друзьям. Они сказали - классный фильм! Потом показала Гульнаре Абикеевой, и она взяла на «Евразию»! Там не было конкурса казахстанских фильмов: просто их показ. Мы сделали титры за полдня, и он получил огромное количество отзывов на фестивале. На пресс-конференции журналисты спрашивали: а почему были съемки, а мы не знали? Я сижу и думаю - вот говорить, что это не картина, или не говорить? Я не такой крутой пиарщик, чтобы правильно продумать, что именно говорить. Я и сказала, мол, мы снимали тихо, скромно. Провели кастинг. Я посмотрела очень много актрис - искала свою героиню, а все приходят красивые, добрые, разные. Но мне-то нужна была великолепная стерва! И тут я вспомнила про Линду. Пробы мы делали по скайпу - она-то живет в Москве! И сделали, и она попала! Я пришла к продюсеру, говорю: «Мне нужна Линда Нигматуллина», он говорит: «Да ты что? У нас же телепроект, а не кино, знаешь, сколько она стоит?!»

Линда Нигматуллина приехала на 10 дней, а я ее - в горы и под корову. Линда говорит: «Я не умею доить корову», а я ей: «Ну и отлично! Мотор, камера, поехали!»

А Гульнара Сильбаева это вообще удача! Знаменитая кавээнщица, очень востребованная на телепроектах, она на самом деле прекрасная актриса. Гуле надо в кино играть - она очень живая. Снимали высоко в горах На Ушконыре. Туда-то мы забрались, а вот обратно спускаться была проблема: жуткий гололед - ежедневный подвиг наших водителей!


 

Фото с премьеры фильма «Молоко, сметана, творог». Дастен Шакиров, Эля Гильман, Линда Нигматуллина.
фото с сайта kazakhwood.kz

Еще был у нас полгода назад проект в рамках «Одноклассников». Он также был в эфире, это был настоящий мюзикл, такой прикол над индийским кино, над насильственным изучением казахского, в общем, над всем. Это реальная история: приехала сюда группа студентов-медиков из Индии, и один парень влюбился в девушку-казашку, а ее семья была категорически против, но он действительно выучил казахский язык и традиции для того, чтобы войти в семью. В итоге они поженились, у них уже двое детей. Мы долго думали, на чем бы эту историю завязать, и остановились на корове - она ведь священна для индусов! Эту историю очень хотел снять сам продюсер Игорь Пискунов. В результате у нас по Кайнару ходили индийские коровы, а в полях танцевали индийские девочки! Получилось очень забавно, да и жанр мюзикл для меня был в новинку. Парвиз Назаров написал шикарную музыку, они с Алией Телебарисовой шикарно спели!

5. «Астана - любовь моя»

Еще был проект с Егором Кончаловским под названием «Астана, я люблю тебя». Сначало был конкурс сценариев. Я была за границей, когда мне написали, что надо прислать сценарий на конкурс на «Казахфильм». И я написала историю любви молодого чиновника, у которого жена с детьми остались в Алматы, а сам он уехал работать в Астану. Пришло много сценариев, в начале их было около 50, из них отобрали 10. Все режиссеры получили задание снять простую, но интересную новеллу о нашей столице под эгидой Кончаловского и горакимата. Из Алматы было 5 режиссеров.

Условия участия в проекте «Астана, я люблю тебя» были очень жесткие: нам дали 5 дней и не часом больше! А это были съемки в аэропорту, на вокзале, в торговом центре и на трассе.

На роль таксиста прилетел из Тбилиси потрясающий актер Баадур Цуладзе, а роль чиновника исполнил Нурлан Утешев. Мы экономили почему то на всем и снимали, как в студенческие годы! Например, когда мы снимали в «Хан Шатыре», наш оператор Слава Пелунский вместо долли (операторская тележка. - Прим. ред.) снимал в продуктовой тележке, потому что экономили... на рельсах! И такой самоотверженности у нас было много. Баадур Цуладзе прочитал сценарий и приехал в Астану сниматься в 30-градусный мороз. На трассе Астана - Караганда тащил на себе «Волгу», потому что ему понравилась идея. Баадуру на площадке исполнилось 75 лет! А он и душой и телом настоящий джигит! Мне, конечно, не дали рассказать эту историю так, как я хотела. Попросили много сгладить, сделать помягче. А мне нравится свобода. Мне не нравится, когда на меня давят, когда говорят: а давайте в ваш сценарий введем вывеску такую. Или а давайте у вас снимется племянник или доченька, или сынок нужного человека. Все! Меня там нет. Я кастинг делаю сама.


Фото со съемок фильма «Сюрприз», вошедшего в киноальманах «Астана, я люблю тебя»
фото с сайта yvison.kz

У фильмов вообще своя собственная судьба. Я, например, очень рассчитывала на то, что мой фильм «Сюрприз», который есть в киноальманахе «Астана», очень понравится зрителям, но его нет ни в прокате, ни в продаже... В Алматы его даже толком не прокатывали, потому что после премьеры в Алматы Кончаловского сильно критиковали. Алматинцы ведь жесткий народ - им про Астану неинтересно! В общем, проект не очень хорошо приняли. Зато в Астане фильм прошел на ура!

6. Немного о будущем

Я - фрилансер, как это любят называть в Европе. Я принципиально никуда не прикрепляюсь, будут интересные проекты - я поеду снимать. Я не могу работать на одном и том же месте. Вот после «Одноклассников» тот же продюсер Игорь Пискунов попросил меня снять сериал «25-й километр», и на 6-й серии у меня приключился день сурка... Я проснулась и не помню, какую мы серию снимаем, истощилась - и все. Я человек вдохновения, не могу снимать 149 серий сериала - начинает уже тошнить от этого, а история все не кончается и не кончается... Они все плачут и женятся, любят и разводятся, это же ужас! Поэтому мне нужно, чтобы у истории был конец. Вот скоро начнется один интересный проект на «Казахфильме» мы, пять вгиковских режиссеров, придумали такой альманах... Дело в том, что мы очень соскучились по веселому студенческому времени, когда и жили, и учились, и работали вместе, и вот, чтобы поработать вместе, придумали такой проект, принесли на «Казахфильм» и показали. Называется «Отец». Суть в том, что у отца 5 детей, и будет 5 новелл и 5 режиссеров: Нугерды Садыгулов, Лена Лисасина, Алмаз Абдин, Анара Жунусова и я. Проект понравился, и теперь мы будем его снимать.

P.S. Наша редакция благодарит Элю Гильман за то, что она смогла выкроить в своем графике достаточно времени и рассказать свою историю.

Беседовала Алина Мигалина

Читайте также:

Рецензия на фильм «Молоко, Сметана и Творог».

 

1 комментарий

, чтобы оставить комментарий

Болат Кисамбаев

1 августа 2017, 13:01

интересное интервью

Рекомендуем

Казахстанское кино

13 Декабря, 2017

В начале 2018 года стартуют съемки фильма «Причал»

Киноленту снимает режиссер и сценарист Эля Гильман

Brod.kz

Казахстанское кино

17 Октября, 2017

Аскар Бисембин рассказал о фильме «Больше, чем кино»

Режиссер признался, что любит истории, вселяющие надежду 

Brod.kz

Казахстанское кино

28 Августа, 2017

Жюри кинофестиваля «Байконур - 2017». Часть II: Анар Кашаганова и Эля Гильман

Заслуженный деятель киноискусства и продюсер Анар Кашаганова и режиссер, сценарист Эля Гильман 

Brod.kz

Казахстанское кино

9 Августа, 2016

«Мы здесь не ради гонорара или славы»

Актеры сериала «Іңкәр жүрек 2» рассказали о своих героях

Aidana Mamayeva

Выбор Бродвея

31 Мая

10 лучших мультфильмов для детей

Казахстанское кино

28 Июня

Комедию «Гудбай, мой бай!» выпустят осенью 2018 года

Завершились съемки полнометражной версии сериала «Женатики»

Знай в лицо

Никита Кондратьев

Актер

Игорь Дмитриев

Актер

Шамин Маннан

Актер

Хердур Брагасон

Актер

Бор Ове

Актер

Илья Фрэз

Режиссер

Джош Бролин

Актер

Нейтан Филлион

Актер